Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка.
Классификация и виды
· Дефекты слуха – это дети глухие или слабослышащие. Данный вид ОВЗ имеет сенсорный характер, ребенок не может познавать мир и воспринимать информацию посредством слушания.
· Нарушение зрения – в этой группе дети слепые или слабовидящие. Это также дефект по сенсорному типу. Зрение не используется для ориентирования и познавательной деятельности.
· Тяжелые дефекты речи. Не развитая разговорная функция мешает коммуникациям, ограничивает познавательные возможности. Ребенок элементарно не в состоянии задать интересующий его вопрос. Это детки немые от рождения либо с невнятной, непонятной окружающим речью.
- Среди заболеваний ОВЗ часто встречаются нарушения опорно-двигательных функций. Причина нарушений кроется в поражении тех областей коры головного мозга, которые отвечают за возможности движения. Ребенок не в состоянии ходить, иногда даже сидеть, у него отсутствует координация движения и т.д.
· Задержка психического развития. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического заболевания.
· Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутические расстройства). Ребенок не может общаться с другими людьми, у него полностью парализована коммуникативная функция, социальные навыки не прививаются.
Характерные черты:
- Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями
в познании.
- Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит
из-за низкой интеллектуальной активности.
- Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
- · Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и
поверхностное.
- Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
- Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и
банальные.
- Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок
с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
- Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.
- Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников,
несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному
возрасту.
- Неразвитость крупной и мелкой моторики.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают
повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на
малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев
наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение.
Инклюзия
Инклюзивное образование ориентировано на включение детей с ограниченными возможностями здоровья во все аспекты жизни образовательной организации. Главная задача — создать условия для обучения детей с разными образовательными возможностями и потребностями в одной школе, в одном классе.
При инклюзии больной малыш с детства учится не
чувствовать себя изгоем, а здоровые дети приобретают навыки терпимости к дефектам
и особенностям других людей.
Инклюзия – перспективная и прогрессивная технология
обучения. Дети с ОВЗ, даже самые запущенные с медицинской точки зрения, гораздо
быстрее восстанавливаются, если имеют возможность общения с другими людьми,
особенно своими сверстникам
Методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий;
- Последовательное выполнение заданий;
- Повторение учащимся инструкции к выполнению
задания;
- Обеспечение аудиовизуальными техническими
средствами обучения;
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности:
- Чередование занятий и физминуток;
- Предоставление дополнительного времени для
завершения задания;
- Использование листов с упражнениями, которые
требуют минимального заполнения;
- Использование упражнений с пропущенными словами,
предложениями;
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся
с ОВЗ:
- Использование индивидуальной шкалы оценок в
соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной
отметки;
- Разрешение переделать задание, с которым он не
справился;
- Оценка переделанных работ;
Учащиеся с ограниченными
возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации.
Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения
задания или частичное его выполнение.
В процессе школьного
обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на
предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете -
плохое и фрагментарное выполнение задания. В коррекционно-воспитательной работе
с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные
на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у
ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности,
заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения,
широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным
примером правильной организации учебной деятельности ребенка является
совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с
этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и
речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную
деятельность.
Детям следует постоянно
помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они
наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже
самые незначительные успехи.
Трудности обучения
русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется
аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным
анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила
правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной
устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение
построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это
приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла
прочитанного.
С этой целью
используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое
внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема
необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.
Прочные знания - это знания
осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем
больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более
прочные знания и навыки он приобретет.
Прочность знаний, умений
и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на
углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является
повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль.
Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот
процесс.
Повторение - это основа
всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Повторение необходимо
проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс
изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и
новым.
Таким образом, получение
детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из
основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных
видах профессиональной и социальной деятельности.
Коррекционно–развивающие
методы в работе учителя с детьми с ОВЗ
Самым главным
приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом
специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является
понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в
реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
Подходы в работе с детьми ОВЗ:
- индивидуальный подход;
- предотвращение наступления утомляемости;
- активизация познавательной деятельности;
- проведение подготовительных занятий;
- обогащение знаниями об окружающем мире;
- коррекция всех видов высших психических функций:
памяти, внимания, мышления;
- проявление педагогического такта.
Примерные задачи педагогического
сопровождения:
- выявить интересы, склонности, способности,
обучающихся к различным видам деятельности;
- оказать помощь в поисках «себя»;
- создать условия для индивидуального развития
ребенка;
- создать условия для реализации приобретенных
знаний, умений и навыков;
- расширить рамки общения с социумом;
- создать благоприятную предметно-развивающую среду
для социального развития ребенка;
- создать условия для развития положительного
отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
- выстраивание программы сопровождения ребенка,
привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к
ее реализации;
- осуществление мониторинга действенности программы
сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой
программы;
- любовь к ребенку и, как следствие, принятие его
как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
- ожидание успеха в решении затруднений ребенка,
готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений,
отказ от субъективных оценок и выводов;
- умение быть товарищем, партнером, защитником для
ребенка.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему,
независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного
отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в
себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в
оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий