Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)"
Информационное
сопровождение введения профстандартов
С 1 января 2017 года на
территории России введен профстандарт педагогов. Он коснется всех типов
образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных
квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт,
утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием
изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия
«профессиональный стандарт» и «квалификация».
Что такое профстандарт
педагога?
Профессиональный стандарт
педагога – основополагающий документ, содержащий
совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе
нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением
квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на
работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций
и при формировании норм оплаты труда.
Профстандарт детализирует
конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а
также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям,
соответствующим различным предметным областям.
Квалификация работника –
это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Структура профстандарта для
педагогов
За основу профстандарта
взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и
развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к
учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть
методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до
каждого ученика.
Более сложным для
понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие,
ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом,
школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся,
круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с
массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации
штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения
зарплат учителей.
Для чего нужен
профессиональный стандарт педагога?
Авторы документа
надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей
за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и
переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с
требованиями профстандарта.
Профстандарты будут
применяться в качестве:
1. Независимого
измерителя уровня квалификации педагогических работников.
2. Средства
реализации стратегии развития образовательной среды.
3. Инструмента
роста качества российского образования.
4. Фундаментальной
основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и
педагогами.
5. Механизма
рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Профстандарты включают
пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к
компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и
результативности решения поставленных задач.
В документе изложены
десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К
примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан
овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже
двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании
которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию
деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом
педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных
диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
В профстандарте уделяется
пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного
образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся.
Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется
на три уровня:
1. Общепользовательская.
2. Общепедагогическая.
3. Предметно-педагогическая.
Новые компетенции
педагога:
- Работа с одаренными учащимися.
- Работа в условиях реализации программ
инклюзивного образования.
- Преподавание русского языка учащимся,
для которых он не является родным.
- Работа с учащимися, имеющими проблемы
в развитии.
- Работа с девиантными, зависимыми,
социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные
отклонения в поведении.
Цель применения
- Определять необходимую квалификацию
педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития
ребенка.
- Обеспечить необходимую подготовку
педагога для получения высоких результатов его труда.
- Обеспечить необходимую
осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
- Содействовать вовлечению педагогов в
решение задачи повышения качества образования.
Профессиональный стандарт
педагога содержит 4 раздела:
1. Общие
сведения.
2. Описание
трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта
вида профессиональной деятельности).
3. Характеристика
обобщенных трудовых функций.
4. Сведения
об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Содержание профстандарта
педагога отражает:
- обучение;
- воспитательную работу;
- развитие (личностные качества и
профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления
развивающей деятельности);
- профессиональные компетенции
педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
- профессиональные компетенции педагога
дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на
дошкольном уровне образования;
- профессиональные компетенции
педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней
школе;
- профессиональные компетенции
педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
- профессиональные компетенции
педагога, отражающие специфику работы учителя математики.
Направлениями работы по
информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:
1. Проведение
мероприятий по информированию педагогических работников о содержании принятых
профессиональных стандартов в сфере образования, этапах их введения и о
нормативно-правовых документах (Инструктивные совещания, методические семинары,
пед.советы)
2. Размещение
информации о профессиональных стандартах на сайте МБОУ СОШ №58
Размещение информации о
профессиональных стандартах на информационных стендах
1 ШАГ
Подготовка к внедрению профессиональных стандартов
1. Проведение
информационного совещания администрации МБОУ СОШ №16 по применению
профстандартов
2. Формирование
рабочей группы по внедрению профстандартов
3. Утверждение
состава рабочей группы
4. Разработка
плана внедрения профстандартов с установленными сроками отчетов
Внедрение
профессиональных стандартов невозможно, если за этот процесс будет отвечать
только один человек или кадровые службы, так как в профессиональных стандартах
много вопросов, касающихся сверки трудовых функций.
Состав рабочей группы
- Директор
- Заместитель директора по УВР, ВР и
АХР
- Представитель профсоюза
- Руководители методических объединений
- Учителя
- Педагог-психолог
- Специалист по кадрам (при наличии)
- Юрисконсульт (юрист) (при наличии)
- Бухгалтер (при условии
самостоятельного ведения бухгалтерского учета)
Порядок формирования и
деятельность рабочей группы
1. Рабочая
группа разрабатывает пошаговый план внедрения профессиональных стандартов
2. В
плане указаны мероприятия, которые необходимо сделать, сроки выполнения,
результат и ответственные за мероприятия
3. Знакомство
рабочей группы с законодательной базой внедрения профессиональных стандартов
(проведение инструктивных совещаний, семинаров)
4. Реализация
мероприятий, предусмотренных планом, переработка и дополнение локальных актов,
предусмотренных профстандартом, подведение итогов, составление отчетной
информации.
В компетенцию рабочей
группы входят следующие виды деятельности:
- формирование банка данных
педагогической информации (нормативно- правовой, научно-др.); ознакомление
педагогических работников с новинками педагогической, психологической,
методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных
носителях;
- ознакомление педагогических и
руководящих работников с опытом инновационной деятельности образовательных
организаций;
- информирование педагогических
работников образовательных организаций о новых направлениях в развитии
дошкольного, общего, специального и дополнительного образования детей, о
содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических
комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативно-правовых, локальных
правовых актах;
- своевременное информирование о сроках
проведения лицензионных экспертиз, мероприятий по оценке качества
образовательной деятельности, аттестации педагогических и руководящих
кадров.
2 ШАГ
Сбор и анализ
информации о профессиональных стандартах
1. Составление
списка принятых профессиональных стандартов соответствующих видам деятельности
в образовательной организации (Источник – Реестр профессиональных стандартов.
Смотрим отраслевые и сквозные стандарты)
2. Отслеживание
корректировок профессиональных стандартов
3 ШАГ
Сверка целей профессионального стандарта и должностей, проверка трудовых
функций
1. Сверка
наименования должностей работников с возможными наименованиями должностей из
профстандартов и квалификационных справочников
2. Проверка
должностных инструкций, трудовых договоров на соответствие профстандартам.
4 ШАГ
Проверка работников на соответствие требованиям профессионального стандарта
Проверка данных по
конкретными работникам:
- насколько базовые
требования(образование и опыт работы) соответствуют требованиям
профессионального стандарта
- насколько знания и умения работника
соответствуют требованиям профессионального стандарта (результаты
аттестации педагогов)
Уровни группировки
профессиональных ролей (должностей) в профессионально-квалификационные группы с
учетом трудовых функций и профессиональных действий профстандарта педагога:
- Первый уровень – уровень начинающего
педагога. Имеет право осуществлять педагогическую деятельность по
результатам успешного прохождения квалификационного экзамена. Владеет
компетенциями на начальном уровне, может осуществлять педагогическую
деятельность на предписанном уровне.
- Уровень продвинутого педагога,
деятельность которого характеризуется освоением различных компетенций,
которые могут быть связаны с работой с особым контингентом детей или с
выполнением дополнительных функций по организации образовательного
процесса и создания условий обучения.
- Третий уровень – уровень
педагога-методиста, владеющего методами и технологиями обучения и
воспитания на уровне, позволяющем транслировать их другим педагогам.
- Четвертый уровень –
педагог-исследователь, обобщающий опыт профессиональной деятельности с
целью разработки новых образовательных технологий, способный осуществлять
апробацию и внедрение инновационных технологий в образовании.
В рамках стандарта
устанавливаются определенные требования к выполнению педагогом его работы.
Специалист должен:
- Иметь в/о. Преподавателям, имеющим
среднеспециальное образование и осуществляющим свою деятельность в ДОУ и
начальной школе, необходимо создать условия для обучения в вузе без отрыва
от работы. Демонстрировать знания по предмету и программе.
- Уметь планировать и проводить уроки,
анализировать их.
- Владеть методами и формами обучения,
выходящими за пределы классной деятельности (полевая практика,
лабораторные опыты и пр.).
- Применять специальные подходы для
включения в процесс всех детей. Давать объективную оценку знаниям
школьников, применяя разные методы и формы контроля. Владеть компетенциями
ИКТ.
Воспитательный процесс
В рамках этой работы
преподаватель должен: Владеть методами и формами организации экспедиций,
походов, экскурсий. Использовать приемы музейной педагогики для расширения
кругозора детей. Владеть формами и методами воспитательной работы, применяя их
и на уроках, и во внеклассной деятельности. Эффективно координировать поведение
детей для обеспечения безопасности. Оказывать всестороннее содействие в
организации школьных органов самоуправления. Устанавливать четкий порядок
поведения в классе, согласно школьному уставу и правилам. Осуществлять
эффективное управление классами для вовлечения детей в образовательный и
воспитательный процесс, мотивируя их познавательную деятельность. Ставить
задачи и цели, способствующие развитию школьников вне зависимости от их
происхождения, характера, способностей, искать педагогические пути для их
реализации и достижения. Уметь устанавливать контакт с детьми, признавая их
достоинство, принимая и понимая их.
Моделировать и создавать
события и ситуации, в которых развивается эмоционально-ценностная сфера
ребенка. Выявлять и реализовывать воспитательные возможности разных видов
деятельности детей (художественной, игровой, спортивной, учебной, трудовой и
пр.). Создавать в классе и других группах (секции, кружке) общности родителей,
преподавателей, школьников.
Поддерживать
конструктивные усилия взрослых в воспитательной работе, привлекать семью к
процессу развития ребенка. Сотрудничать с другими преподавателями и
специалистами при решении задач духовного и нравственного развития детей.
Анализировать реальную обстановку в классе, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Защищать достоинство и честь школьников, помогать детям, которые оказались в
сложной ситуации. Поддерживать традиции школы, внося в них положительный вклад.
Педагог должен обладать: Готовностью
принимать разных детей, независимо от их учебных возможностей, физического и
психического состояния, особенностей поведения. У преподавателя должна быть
установка на оказание помощи всем. Способностью выявлять в процессе наблюдения
проблемы детей, касающиеся особенностей их развития. Готовностью взаимодействовать
с другими специалистами. Способностью оказывать адресную помощь, используя
педагогические приемы. Умением понимать документы специалистов (логопедов,
психологов и пр.). Способностью составлять индивидуальные программы развития.
Специальными методиками, способствующими проведению коррекционной работы.
Умением отслеживать динамику. Способностью защитить детей, которых не принимает
коллектив. Знаниями общих закономерностей проявления индивидуальных качеств и
развития личности, психологических кризисов, возрастных особенностей
школьников. Умениями использовать психологические подходы в своей практике
(культурно-исторический, развивающий, деятельностный). Способностью создавать
психологически комфортную и безопасную образовательную среду, проводить профилактику
разных форм насилия. Одним из ключевых требований выступает также наличие у
педагога знаний о закономерностях семейных отношений. Они позволят наиболее
эффективно строить взаимодействие с родителями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий