Позитивный контент - 2016

Поиск по этому блогу

Дети-инофоны!

 

Как педагогу помочь ребенку‑мигранту адаптироваться в школе

Психологические особенности детей мигрантов

Основная трудность для детей из семей мигрантов — недостаточный уровень владения русским языком. Однако, оказавшись в непривычных, а порой и неблагоприятных условиях, такие дети могут столкнуться с множеством других проблем:

· социальными: отсутствие или нехватка социальных навыков, ориентация на нормы и правила культуры своей родины и др.;

· бытовыми;

· материальными;

· психолого-педагогическими и др.

Вследствие всех этих взрослых проблем дети могут демонстрировать пассивное отношение к учебе, слабую инициативность. Они оказались вне привычной среды, вдали от друзей и знакомых и могут страдать от заниженной самооценки и повышенной тревожности, проявлять агрессивность, негативное отношение к новым для них социокультурным нормам и др.

Одними из первых с трудностями в процессе адаптации детей мигрантов в школе сталкиваются педагоги. Им предстоит снизить уровень тревожности и страхов, повысить учебную мотивацию, сформировать у ребенка из семьи мигрантов коммуникативные умения и навыки, релевантные принимающей среде.

Психолого-педагогический консилиум

Основной механизм разработки и реализации индивидуальной стратегии сопровождения детей мигрантов — психолого-педагогический консилиум (ППк). В его состав могут входить педагоги-психологи, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог и другие специалисты.

По итогам консилиума составляется список детей мигрантов, нуждающихся в специализированном сопровождении, и разрабатывается индивидуальный план для каждого из них.

Роль классного руководителя ключевая: он координирует и обеспечивает взаимодействие специалистов, участвующих в процессе адаптации.

Совместными усилиями проводится языковая и психолого-педагогическая диагностика, разрабатываются план мероприятий и программа адаптации, включая внеурочную деятельность и дополнительное образование.

Чтобы адаптация прошла успешно, участники ППк организуют психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка с миграционным опытом.

При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников из семей мигрантов, связанные с культурной, социальной, этнической принадлежностью, а также потребности, интересы, когнитивное развитие каждого ребенка.

Часто на уровне школы организуется группа активных учащихся-волонтеров. Вот чем могут помочь добровольцы:

· познакомить ребенка со школой — показать актовый и спортивный залы, библиотеку, столовую;

· познакомить с населенным пунктом — сводить в музеи, театры, парки, рассказать о достопримечательностях;

· обеспечить интенсивную языковую практику в неформальных условиях;

· помочь с домашними заданиями и др.

Все это способствует интеграции ребенка из семьи мигрантов в новое сообщество.

Создание волонтёрской группы поможет в работе не только вам, но и вашим коллегам.

Также для организации эффективного обучения и облегчения адаптации детей-мигрантов можно использовать технологию наставничества. Роль наставника может взять на себя одноклассник или учащийся старших классов.

Задачи педагога в период адаптации ребенка-мигранта в школе

Педагогическая поддержка детей мигрантов заключается в создании условий для успешной самореализации, для расширения компетенций в различных сферах жизни и развития не только когнитивных, но и творческих способностей.

Основные задачи педагога в период адаптации:

·        Создание в классе комфортной обстановки, чтобы дети мигрантов были приняты коллективом, могли ошибаться, не испытывая страха показаться смешными, встречали понимание и поддержку.

·        Содействие общению детей-мигрантов с ровесниками, вовлечение их в систему дополнительного образования (посещение кружков, секций) и внеурочную деятельность.

·        Помощь в понимании заданий и поручений педагогов. Например, давайте ребенку несложные поручения — индивидуальные и такие, которые он выполнит совместно с другими учениками.

·        Помощь детям, плохо говорящим на русском языке, в передаче информации альтернативными способами — картинками, жестами и др. Научите ребенка задавать уточняющие вопросы, чтобы он мог точно знать, что правильно понял собеседника.

·        Помощь в отработке наиболее важных для принимающей среды социальных навыков.

Учитель помогает ребенку из семьи мигрантов сформировать идентичность в новой социокультурной среде и преодолеть отклонения в интеллектуальном и личностном развитии, а также разрешить конфликтные ситуации.

 

Формы и содержание мероприятий по адаптации детей мигрантов в школе

В школе необходимо создавать условия для активного вовлечения обучающихся и в образовательный процесс, и в общественно полезную деятельность. Кроме того, чтобы сформировать толерантное отношение, нужно работать не только с мигрантами, но и со всем коллективом педагогов и детей. Поэтому формы адаптационных мероприятий многообразны и разноплановы.

Педагог может проводить:

· групповые занятия по изучению русского языка как неродного;

· мероприятия для всего класса с участием детей мигрантов: уроки толерантности, адаптационные игры и упражнения, фестивали, форумы, конкурсы, дебаты, деловые игры по правовым вопросам, дискуссионные площадки по личностным, этническим и другим вопросам;

· мероприятия для родителей (законных представителей) детей-мигрантов: консультации, открытые уроки, встречи с представителями администрации школы и органов местной власти;

· совместные мероприятия для родителей и детей: мастер-классы, соревнования, практикумы, регулярно действующие клубы, кружки, выставки, экскурсии, поездки;

· воспитательную работу по разъяснению норм поведения, этикета общения — тематические «этикетные» уроки и классные часы.

Первоочередная задача учителя — познакомить ребенка с организацией жизни в классе. Вот что можно сделать, чтобы уже на старте ребенок из семьи мигрантов мог почувствовать себя более комфортно:

· Проведите специальный классный час или пятиминутку, чтобы познакомить новичка с новым коллективом. Коротко расскажите детям об истории, культуре и особенностях уклада жизни страны, откуда прибыл ребенок.

· Организуйте мини-презентацию ребенка и его семьи. Это избавит от излишних расспросов и нежелательных объяснений.

· Посадите ребенка за первую парту, чтобы уделять ему больше внимания.

· Ведите дневник сопровождения, чтобы фиксировать результаты адаптации детей мигрантов, трудности, с которыми они сталкиваются, и их успехи, а также индивидуальные образовательные маршруты. Дневник может быть разработан в виде локального акта школы.

Тактика поведения педагога

В традиционной школьной практике реакция педагогов на проблемы детей с миграционным опытом может быть различной. Многие испытывают определенные трудности. Именно поэтому подготовка учителей к работе с детьми из семей мигрантов должна включать не только предметное повышение квалификации и изучение новых методик, но и понимание проблем мигрантов, знание их культуры и обычаев — это поможет сформировать основы толерантного поведения.

Каждый случай уникален, но в целом педагогам можно рекомендовать следующую тактику поведения:

· Пользуйтесь специальными приемами для привлечения внимания во время беседы.

· Соблюдайте дистанцию между говорящими: не во всех культурах принят близкий контакт.

· Избегайте слов, которые усиливают расовые и этнические стереотипы.

· Не забывайте, что для различных культур одни и те же предметы, символы, поступки могут иметь разные значения.

· Учитывайте сложности вербального оформления правил и норм поведения, принятых в российском обществе.

· Кроме того, важно освоить технологии инклюзивного образования и регулярно повышать межкультурную компетентность.

 

Использованы материалы сайта: https://school.kontur.ru/publications/2496?ysclid=lxocd47hdn465190297

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анкета удовлетворенности качества предоставляемых образовательных услуг

Анкета удовлетворённости по организации летнего отдыха обучающихся в МБОУ «СОШ№ 58 г. Челябинска»

Сдам ОГЭ.Решу ЕГЭ

Цифровая трансформация