Как
педагогу помочь ребенку‑мигранту адаптироваться в школе
Психологические
особенности детей мигрантов
Основная трудность для детей из семей
мигрантов — недостаточный уровень владения русским языком. Однако, оказавшись в
непривычных, а порой и неблагоприятных условиях, такие дети могут столкнуться с
множеством других проблем:
· социальными:
отсутствие или нехватка социальных навыков, ориентация на нормы и правила
культуры своей родины и др.;
· бытовыми;
· материальными;
· психолого-педагогическими
и др.
Вследствие всех этих взрослых проблем дети
могут демонстрировать пассивное отношение к учебе, слабую инициативность. Они
оказались вне привычной среды, вдали от друзей и знакомых и могут страдать от
заниженной самооценки и повышенной тревожности, проявлять агрессивность,
негативное отношение к новым для них социокультурным нормам и др.
Одними из первых с трудностями в процессе
адаптации детей мигрантов в школе сталкиваются педагоги. Им предстоит снизить
уровень тревожности и страхов, повысить учебную мотивацию, сформировать у
ребенка из семьи мигрантов коммуникативные умения и навыки, релевантные
принимающей среде.
Психолого-педагогический
консилиум
Основной механизм разработки и реализации
индивидуальной стратегии сопровождения детей мигрантов — психолого-педагогический
консилиум (ППк). В его состав могут входить педагоги-психологи,
учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог и другие специалисты.
По итогам консилиума составляется список
детей мигрантов, нуждающихся в специализированном сопровождении, и
разрабатывается индивидуальный план для каждого из них.
Роль классного руководителя ключевая:
он координирует и обеспечивает взаимодействие специалистов, участвующих в
процессе адаптации.
Совместными усилиями проводится языковая и
психолого-педагогическая диагностика, разрабатываются план мероприятий и
программа адаптации, включая внеурочную деятельность и дополнительное
образование.
Чтобы адаптация прошла успешно, участники
ППк организуют психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка с
миграционным опытом.
При этом необходимо учитывать
индивидуальные особенности учеников из семей мигрантов, связанные с культурной,
социальной, этнической принадлежностью, а также потребности, интересы,
когнитивное развитие каждого ребенка.
Часто на уровне школы организуется группа
активных учащихся-волонтеров. Вот чем могут помочь добровольцы:
· познакомить
ребенка со школой — показать актовый и спортивный залы, библиотеку, столовую;
· познакомить
с населенным пунктом — сводить в музеи, театры, парки, рассказать о
достопримечательностях;
· обеспечить
интенсивную языковую практику в неформальных условиях;
· помочь
с домашними заданиями и др.
Все это способствует интеграции ребенка из
семьи мигрантов в новое сообщество.
Создание волонтёрской группы поможет в
работе не только вам, но и вашим коллегам.
Также для организации эффективного
обучения и облегчения адаптации детей-мигрантов можно использовать технологию
наставничества. Роль наставника может взять на себя одноклассник или учащийся
старших классов.
Задачи
педагога в период адаптации ребенка-мигранта в школе
Педагогическая поддержка детей мигрантов
заключается в создании условий для успешной самореализации, для расширения
компетенций в различных сферах жизни и развития не только когнитивных, но и
творческих способностей.
Основные
задачи педагога в период адаптации:
·
Создание в классе комфортной обстановки,
чтобы дети мигрантов были приняты коллективом, могли ошибаться, не испытывая
страха показаться смешными, встречали понимание и поддержку.
·
Содействие общению детей-мигрантов с
ровесниками, вовлечение их в систему дополнительного образования (посещение
кружков, секций) и внеурочную деятельность.
·
Помощь в понимании заданий и поручений
педагогов. Например, давайте ребенку несложные поручения — индивидуальные и
такие, которые он выполнит совместно с другими учениками.
·
Помощь детям, плохо говорящим на русском
языке, в передаче информации альтернативными способами — картинками, жестами и
др. Научите ребенка задавать уточняющие вопросы, чтобы он мог точно знать, что
правильно понял собеседника.
·
Помощь в отработке наиболее важных для
принимающей среды социальных навыков.
Учитель помогает ребенку из семьи
мигрантов сформировать идентичность в новой социокультурной среде и преодолеть
отклонения в интеллектуальном и личностном развитии, а также разрешить
конфликтные ситуации.
Формы
и содержание мероприятий по адаптации детей мигрантов в школе
В школе необходимо создавать условия для
активного вовлечения обучающихся и в образовательный процесс, и в общественно
полезную деятельность. Кроме того, чтобы сформировать толерантное отношение,
нужно работать не только с мигрантами, но и со всем коллективом педагогов и
детей. Поэтому формы адаптационных мероприятий многообразны и разноплановы.
Педагог может проводить:
· групповые
занятия по изучению русского языка как неродного;
· мероприятия
для всего класса с участием детей мигрантов: уроки толерантности, адаптационные
игры и упражнения, фестивали, форумы, конкурсы, дебаты, деловые игры по
правовым вопросам, дискуссионные площадки по личностным, этническим и другим
вопросам;
· мероприятия
для родителей (законных представителей) детей-мигрантов: консультации, открытые
уроки, встречи с представителями администрации школы и органов местной власти;
· совместные
мероприятия для родителей и детей: мастер-классы, соревнования, практикумы,
регулярно действующие клубы, кружки, выставки, экскурсии, поездки;
· воспитательную
работу по разъяснению норм поведения, этикета общения — тематические
«этикетные» уроки и классные часы.
Первоочередная задача учителя
— познакомить ребенка с организацией жизни в классе. Вот что можно сделать,
чтобы уже на старте ребенок из семьи мигрантов мог почувствовать себя более
комфортно:
· Проведите
специальный классный час или пятиминутку, чтобы познакомить новичка с новым
коллективом. Коротко расскажите детям об истории, культуре и особенностях
уклада жизни страны, откуда прибыл ребенок.
· Организуйте
мини-презентацию ребенка и его семьи. Это избавит от излишних расспросов и
нежелательных объяснений.
· Посадите
ребенка за первую парту, чтобы уделять ему больше внимания.
· Ведите
дневник сопровождения, чтобы фиксировать результаты адаптации детей мигрантов,
трудности, с которыми они сталкиваются, и их успехи, а также индивидуальные
образовательные маршруты. Дневник может быть разработан в виде локального акта
школы.
Тактика поведения педагога
В традиционной школьной практике реакция
педагогов на проблемы детей с миграционным опытом может быть различной. Многие
испытывают определенные трудности. Именно поэтому подготовка учителей к работе
с детьми из семей мигрантов должна включать не только предметное повышение
квалификации и изучение новых методик, но и понимание проблем мигрантов, знание
их культуры и обычаев — это поможет сформировать основы толерантного поведения.
Каждый случай уникален, но в целом
педагогам можно рекомендовать следующую тактику поведения:
· Пользуйтесь
специальными приемами для привлечения внимания во время беседы.
· Соблюдайте
дистанцию между говорящими: не во всех культурах принят близкий контакт.
· Избегайте
слов, которые усиливают расовые и этнические стереотипы.
· Не
забывайте, что для различных культур одни и те же предметы, символы, поступки
могут иметь разные значения.
· Учитывайте
сложности вербального оформления правил и норм поведения, принятых в российском
обществе.
· Кроме
того, важно освоить технологии инклюзивного образования и регулярно повышать
межкультурную компетентность.
Использованы
материалы сайта: https://school.kontur.ru/publications/2496?ysclid=lxocd47hdn465190297
Комментариев нет:
Отправить комментарий